Проактивность как метакогнитивная рефлексия ошибок: анализ прошлого опыта в конструировании будущего

В статье обосновывается парадигма проактивности как процесса метакогнитивной рефлексии прошлого опыта для осознанного конструирования будущего. Цель исследования – разработка и эмпирическая проверка модели проактивного поведения, ключевым механизмом которой выступает трансформация негативного опыта в ресурс для антиципации и действий. Проведено поперечное исследование на выборке россиян с высшим образованием (N = 80). Использован авторский опросник, измеряющий три компонента проактивности: рефлексию ошибок, антиципацию будущего и интеграцию опыта (α Кронбаха = 0.906). Применены методы контент-анализа ассоциаций, линейной регрессии, факторного и кластерного анализа. Результаты подтвердили ведущую роль рефлексии ошибок в прогнозировании проактивности (β = 0.90, p < 0.001). Кластерный анализ идентифициро-вал четыре профиля проактивности: ("стратеги» (42%), «наблюдатели» (34%), «аналитики» (15%), «прагматики» (9%). Теоретическая новизна заключается в предложении модели, развивающей идеи М. Фрезе и Т. Zhang за счет введения метакогнитивного уровня анализа – процесса «переплавки» ошибок в когнитивные схемы будущего.


DE-2025-03-04
560 kb

Идентификаторы статьи

  • 10.34706/DE-2025-03-04
 

Комментарии

Нет комментариев. Будь первым, кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт
19.09.2025

Подождите минутку, пока генерируется календарь